муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Петрозаводского городского округа "Центр развития ребенка - детский сад №116 "Веселый лучик"
  • наш адрес: город Петрозаводск ул. Березовая аллея, д.30
    тел.: 75-10-33 администрация
    75-10-22 медкабинет, вахта

    Адрес эл.почты для организаций

    E-mail: luchik_116@mail.ru

    Адрес эл.почты для родителей

    E-mail: d-s-116.sad@yandex.ru
Контакты

наш адрес: город Петрозаводск ул. Березовая аллея, д.30
тел.: 75-10-33 администрация
75-10-22 медкабинет, вахта

Адрес эл.почты для организаций

E-mail: luchik_116@mail.ru

Адрес эл.почты для родителей

E-mail: d-s-116.sad@yandex.ru


Связаться с разработчиком сайта
Поиск
Главная страница / Страничка психолога / Семинары-практикумы для родителей / Поисково-исследовательская деятельности в детском саду и дома

Поисково-исследовательская деятельности в детском саду и дома

Дата проведения: 22.03.2017

Участники: родители и воспитанники средних групп № 5, 7, 8

Детство — непродолжительный, но очень важный период в жизни человека. Именно в этом возрасте закладывается самостоятельность, творческая активность, стремление узнавать новое, а значит развиваться.

Особую роль в развитии дошкольника играет поисково-исследовательская деятельность. В повседневной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. В старшем возрасте  многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, обращают внимание на различную окраску объектов окружающей действительности.

Н.А. Короткова указывает: «Конечно, ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности, но именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность практикуется в установлении связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире».

Задача родителей — поддерживать и развивать любознательность ребенка, его поисково-исследовательскую активность.

Рекомендации для родителей по развитию поисково-исследовательской активности детей:

  • Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

  • Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т. п. — ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

  • Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.

  • Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

  • Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

  • С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

  • Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию, о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).

 

В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированиюОрганизуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия.

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Так, например, Вы может совместно с ребёнком вести поиск способов использования разных материалов или предметов окружающего мира, уточнять их назначение, проводить опыты и наблюдения. При необходимости организовать проблемную ситуацию, которую дети могут решить как теоретическим, так и опытным путём: «Очень хочется рисовать, но нет кисточки, карандашей. Чем можно рисовать? А если нет красок? Что можно использовать?»

Если вы предложите ребёнку листы плотной бумаги, тёртую свеклу, морковь, зелень (петрушку, укроп, базилик и др., несколько ягодок (клубника, малина, смородина и др., у него появится возможность оставить след на листе бумаги с помощью овощей, ягод и зелени, проверить, когда рисунки получаются более яркими, какого цвета эти натуральные краски.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната. Во время мытья ребенок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Например,

что быстрее растворится: морская соль, пена для ванны, хвойный экстракт, кусочки мыла и т. д. Из чего лучше сделать мыльные пузыри: из мыла, из геля для душа,из пены для ванны. Что утонет, а что нет:мыльница, губка, мыло и т.д.

Кухня – это место, где ребенок обычно мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Но процесс приготовления еды может стать одним из моментов развития любознательности и исследовательской деятельности ребенка. Например, вы печете блины, пироги и добавляете в тесто дрожжи или соду, гашенную уксусом. Покажите ребенку, как появляется пена, предложите послушать, как шипит сода, когда в нее добавляют уксус. Эта химическая реакция очень интересна ребенку. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнование между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых емкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберет в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столько воды, сколько хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы.

Важно, чтобы вопросы ребенка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратиться к справочной литературе. 

Эксперимент можно провести во время любой деятельности. Например, ребенок рисует. У него кончилась зеленая краска. Предложите ему сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получится, подскажите, что надо смешать 2 краски. Путем проб и ошибок ребенок найдет верное решение.

Во взаимодействии с ребенком всегда следуйте мудрому совету В.А. Сухомлинского ««Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что – то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

Практическая часть «Опыты для детей среднего дошкольного возраста»:

   «Спрятанная картина»

Цель: узнать, как маскируются животные.

Материалы: светло-желтый мелок, белая бумага, красная прозрачная папка из пластика.

Процесс:

    Желтым мелком нарисовать птичку на белой бумаге, накрыть картинку красным прозрачным пластиком.

Итоги: Желтая птичка исчезла?

Почему?   Красный цвет – не чистый, он содержит в себе желтый, который сливается с цветом картинки. Животные часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им спрятаться от хищников.

  «Мыльные пузыри»

Цель: Сделать раствор для мыльных пузырей.

Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка.

Процесс:

    Наполовину наполните чашку жидким мылом.

    Доверху налейте чашку водой и размешайте.

    Окуните соломинку в мыльный раствор.

    Осторожно подуйте в соломинку

Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри.

Почему?   Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.

Опыт «Маленькие химики»

На улице идет дождь и прогулку приходится отложить. Чем же занять ребенка дома? Может быть химией? Вашему малышу уже пятый год? Покажите ему, как, словно по волшебству, вода в обычной банке меняет свой цвет. В стеклянную банку или стакан налейте воду и растворите в ней таблетку фенолфталеина (продается в аптеке). Жидкость будет прозрачной. Затем добавьте в раствор пищевой соды – раствор окрасится в интенсивный малиново-розовый цвет. Насладившись таким превращением, добавьте туда же уксус – раствор снова обесцветится.

 

 

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ

ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

 

 

При работе с водой:

- береги воду;

- аккуратно пользуйся емкостью для воды;

- своевременно поддерживай порядок на рабочем месте, подтирай разлившуюся на стол или пол воду.

Можно прочитать стихи, которые очень просты и легко запоминаются:

Коль с водой имеем дело,

Рукава засучим смело.

Пролил воду – не беда:

Тряпка под рукой всегда.

Фартук – друг: он нам помог,

И никто здесь не промок.

При работе с землей и песком:

- во время опыта не разбрасывай землю и песок;

- не три глаза грязными руками;

- если во время исследования запачкались руки – их необходимо вымыть;

Если сыплешь ты песок –

Рядом веник и совок.

При работе с красками

- не бери краски в рот;

- содержи место в порядке;

- не брызгай красками в товарища, будь осторожен.

При работе с зеркалом, стеклом:

- будь осторожен с зеркалом, стеклом оно может разбиться;

- если зеркало разбилось, не трогай осколки;

- солнечные зайчики вредны для глаз, не пускай их в глаза другим.

Со стеклом будь осторожен –

Ведь оно разбиться может.

А разбилось – не беда,

Есть ведь верные друзья:

Шустрый веник, брат – совок

И для мусора бачок –

Вмиг осколки соберут,

Наши руки сберегут.

При работе с огнем

- опыты с огнем можно проводить только под руководством взрослого, имея для этого специальное оборудование;

- работать надо на определенном расстоянии от огня, чтобы не обжечься.

Помни правило: огонь

Никогда один не тронь!

При работе с семенами

- неизвестные семена не стоит пробовать на вкус, они могут быть вредными для организма;

- чтобы не навредить себе, не засовывай их в рот или в нос.

По окончании работы:

Ты работу завершил?

Все на место положил?

Помочь ребенку убрать рабочее место.

Дата изменения информации: 24.03.2017 10:29