муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Петрозаводского городского округа "Центр развития ребенка - детский сад №116 "Веселый лучик"
  • Заведующий МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 116":

    Летягина Елена Николаевна

  • 185014,г.Петрозаводск,Березовая аллея, д.30
  • Понедельник - пятница 7.30 - 18.00
  • 75-10-33 администрация , 75-10-22 медкабинет, вахта
  • luchik_116@mail.ru
Контакты

Заведующий МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 116":

Летягина Елена Николаевна

  • 185014,г.Петрозаводск,Березовая аллея, д.30
  • Понедельник - пятница 7.30 - 18.00
  • 75-10-33 администрация , 75-10-22 медкабинет, вахта
  • luchik_116@mail.ru

Связаться с разработчиком сайта
Поиск
Главная страница / Сведения об образовательной организации / Доступность образования для инвалидов и лиц с ОВЗ

Доступность образования для инвалидов и лиц с ОВЗ

Доступность образования для лиц с ОВЗ и инвалидностью.

Наличие специальных условий обучения для инвалидов и лиц с ОВЗ

Нормативно-правовой основой инклюзивного образования являются следующие документы:

 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 г. № 1155.

Федеральная целевая программа развития образования на 2016 — 2020 годы.

Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года.

Письмо Министерства образования и науки РФ № АФ-150/06 от 18.04.2008 г. «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми — инвалидами».

 Сведения об обеспечении доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

 МДОУ отдельно стоящее двухэтажное здание, функционирует с 1989 года. Вход на территорию имеет асфальтовое покрытие.

При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.

Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья:

инвалиды и лица с ОВЗ смогут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. Специально предусмотренные и оборудованные помещения отсутствуют.

Воспитанник с ОВЗ (при его появлении) осваивает основную образовательную программу дошкольного образования МДОУ по индивидуальному образовательному маршруту; для отдельных категорий детей будет разработана адаптированная программа дошкольного образования. Воспитанникам с ОВЗ и инвалидам будет оказана специализированная помощь педагога-психолога и консультативная помощь их родителям (законным представителям).

Доступная среда для детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)

      Реабилитация людей с ограниченными возможностями является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики.

      В России началась реализация программы по созданию (безбарьерной) доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения.

       Безбарьерная среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.

 

      Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.

 

Работа педагогов с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в дошкольном учреждении

        Дети с ОВЗ или, проще говоря, с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.

       Понятие и классификация:

       Попытаемся разобраться, что же это за категория детского населения. Итак, определение "дети с ОВЗ" подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии. При этом существует необходимость создания для него специальных условий для обучения и воспитания. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.

 Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории:

  •   с нарушением слуха;
  •   с дисфункцией речи;
  •   с патологией опорно-двигательного аппарата;
  •   с проблемами психического развития, отсталостью умственного развития;
  •   с поведенческими расстройствами и нарушением общения;
  •   дети с сочетанными, сложными нарушениями развития.

        Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума.

        Цель психолого-педагогического сопровождения - создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.

        Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  • выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
  • осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
  •  возможность освоения детьми с ОВЗ Общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.

 Алгоритм действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, посещающих дошкольное образовательное учреждение.

  • Первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выявление образовательного запроса
  • Заключение договора между ДОУ и родителями (законными представителями)
  • Разработка индивидуального маршрута на основе заключения ПМПК консилиумом ДОУ, в который входят старший воспитатель и специалисты ДОУ
  • Составление сетки занятий и перспективного плана для детей обучающихся по коррекционной программе
  • Создание условий в развивающей среде для ребенка с ОВЗ во время его пребывания в ДОУ
  •  Реализация индивидуальной программы или маршрута
  •  Проведение промежуточной диагностики и анализ
  •  Консультирование родителей

          Информация для родителей

  • О предельно-допустимой норме учебной нагрузки
  • Об основных образовательных программах
  • О дополнительных коррекционно-развивающих программах
  • О содержании психолого-педагогической коррекции
  • О возможности и правилах изменений в образовательный маршрут 

      Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ, обследованием занимаются специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед ПМСС центра), а воспитатель знакомится с полученными ими данными.

      План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:

 - беседа с родителями

 - изучение медицинской карты ребенка

 - обследование физического развития

 - обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.

         Далее под руководством психолога в дошкольном учреждении разрабатываются индивидуальные карты развития определенного содержания.

       Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической кульре) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:

Педагог-психолог:

  •   организует взаимодействие педагогов;
  •   разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;
  •   проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;
  •   организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;
  •   повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
  •   проводит консультативную работу с родителями.

Учитель-логопед ( ПМСС центр):

  •  диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи
  •  составляет индивидуальные планы развития
  • проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов)
  •  консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы

Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре:

  •  Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей
  •  Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий
  •   Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др. 

Воспитатель:

  • проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
  • воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
  • организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
  • применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
  • консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики. 

Медицинский персонал:

  •  проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;
  •  осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.

ПРАВИЛА ЭТИКЕТА ПРИ ОБЩЕНИИ С ИНВАЛИДОМ

  1. Когда Вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.  
  2. Когда Вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку, правую или левую (если есть протез). 
  3. Когда Вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, то обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с Вами. Если у Вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент Вы обращаетесь, и назвать себя. 
  4. Если Вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. 
  5. Обращайтесь с взрослыми инвалидами как с взрослыми. Обращайтесь по имени и на «ты» только в том случае, если Вы хорошо знакомы.
  6. Инвалидная коляска - это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует. Опираться или повисать на ней нельзя.
  7. При разговоре с человеком, испытывающем трудности в общении, слушать его необходимо внимательно, терпеливо дожидаясь конца фразы. Нельзя поправлять его и договаривать за него. Повторите, что Вы поняли, это поможет человеку ответить Вам. А Вам понять его. 
  8. При разговоре с человеком на коляске, расположиться необходимо так, чтобы Ваши и его глаза были на одном уровне. 
  9. Чтобы привлечь внимание слабослышащего человека, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и необходимости, он мог читать по губам. Расположиться лучше так, чтобы на Вас падал свет и Вас было хорошо видно.  
  10. Не смущайтесь, если случайно допустили оплошность, сказав «Увидимся» или «Вы слышали об этом..?» тому, кто не может видеть или слышать.

          Информация

  • Консультация для педагогов  "Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ  в условиях реализации ФГОС"
  • Консультация для педагогов "Инновационные подходы к организации и оснащению коррекционных уголков для детей с ОВЗ"
  • Консультация для родителей «Преодоление агрессии у детей с ОВЗ»

   Сегодня в России насчитывается большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. При этом всем детям инклюзивной группы предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в образовательный процесс.

      Совместное обучение дошкольников с разными стартовыми возможностями допустимо, если в образовательном учреждении созданы специальные условия для воспитания и обучения.

 

Дата изменения информации: 01.08.2019 21:37